В связи со строительством первой в верхней части Нижнего Новгорода станции метро власти города всерьез взялись за развитие проектов использования подземного пространства под площадью Максима Горького. Еще в 2008 году планировалось строительство многоуровневого подземного паркинга. Однако эта идея не получила должной финансовой поддержки.

Проект организации пл. Горького "СС-проекта": внешний вид почти не изменился, лишь парковка спряталась под землей.

Летом 2012 года появился слух, что под площадью Горького появится первый в Нижнем Новгороде "андеграундный" торговый центр. Было представлено множество макетов будущего ТРК, из которых в текущем году был выбран один - проект ООО "Атлас торговли".

 
Так пл. Горького будет выглядеть после завершения строительства ТРЦ "Модная площадь" по версии ООО "Атлас торговли".

Строительство подземного ТРЦ "Модная площадь", как он будет называться, по словам разработчика, предполагает реконструкцию площади Горького, включающую организацию сети подземных переходов, обеспечивающих безопасную доступность между прилегающими к площади улицами и станцией метро Горьковская, торговые галереи и подземную парковку. Также после окончания строительства торгового центра планируется организовать бессветофорное автомобильное движение по периметру площади и направить все пешеходные потоки через подземные торговые галереи. Разработчики обещают, что преобразование площади Горького в "Модную площадь" займет не более двух лет.

На первый взгляд все выглядит очень современно и функционально. Но...


Площадь Максима Горького является культурным памятником федерального значения!

То, что сейчас многие против реализации данного проекта, показывает стремительно набирающая единомышленников петиция за отмену строительства ТЦ под пл. Горького. Мы с вами прекрасно знаем по опыту строительства, как у нас в городе «воплощаются» подобные масштабные идеи. Не нужно далеко ходить за примером – метро.

О строительстве метро в верхней части Нижнего Новгорода впервые задумались еще в 1989 году. В 1992 году наконец-то началось финансирование этого проекта и были обозначены первые шаги. Но из-за недостатка средств, нестабильной и неясной политической обстановки в городе активное строительство так и не началось.


Метромост и подходы к станции метро "Горьковская" строят уже 13 лет. Заработает ли метро в верхней части Нижнего Новгорода 4 ноября?

 В 1999 году все-таки начали строить метромост. Тем не менее, несмотря на угрозу транспортного коллапса, строительство моста шло ни шатко ни валко. Более того, оборудование и материалы попросту начали разворовывать. Так в 2004 году была пресечена деятельность одной из преступных групп, которая нанесла нижегородскому метрополитену ущерб в размере 3 млн. рублей. Деньги кончились, и строительство было остановлено. Бывший мэр города Вадим Булавинов заявил, что метромост начнут достраивать, когда в бюджете появятся необходимые средства, и что переправа будет готова уже в 2006 году... 
И вот в ноябре 2012 года Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обещает наконец-то открыть станцию метро "Горьковская"… Спустя 6 лет после (!!!) обещанного срока.


Так будет выглядеть вход на станцию метро "Горьковская". Но пока ул. Горького выглядит так...(см. внизу)


И приведенный пример - не единственный. Стоит только вспомнить знаменитые нижегородские долгострои на пл. Лядова ( ТРК "Holiday центр", который планировали открыть еще в 2010 году), на Нижневолжской набережной (туристический комплекс, начатый в 2008 году и на сегодняшний день "замороженный" из-за нарушения застройщиком условий реализации проекта), на пл. Свободы (изначально в 2007 году там планировалось строительство культурно-развлекательного центра с кинотеатром, магазином и подземной многоярусной стоянкой, которое должно было завершиться в 2009 году, однако из-за недостатка финансирования строительство было "заморожено", в этом году глава Нижнего Новгорода обещал, что стройка будет возобновлена, но на пл. Свободы появится уже не КРЦ, а "небольшое здание с парковкой") и менее известные заброшенные по тем или иным причинам стройки.

 
Так должен был выглядеть ТЦ на пл. Лядова.

 
А так он выглядит вот уже последние 4 года.

 Возвращаясь к скандальному проекту подземного торгового центра на пл. Горького, стоит отметить, что, по сообщениям СМИ, изначально ТРЦ "Модная площадь" планировали строить подземным способом, дабы не перекрывать движение транспорта и вообще никак не влиять на течение жизни над землей в центре города. Однако сегодня все чаще и чаще звучат утверждения, что для использования подземного метода строительства у застройщика нет достаточных средств. В связи с чем воображение рисует вполне реалистичные и страшные картины огромного котлована, обнесенного синим забором, вместо уютного и спокойного сквера на площади Горького.

 К слову, стоит заметить, что пл. Максима Горького с возвышающимся на ней фигурой великого русского писателя, является не только одним из символов Нижнего Новгорода, но и памятником культурного наследия федерального значения, а также второй по значимости, после пл. Минина и Пожарского, площадью города. На данном участке произрастает 1195 деревьев разных пород, которые были привезены из различных уголков бывшего СССР, и кустарников. Площадь зеленых насаждений, многие из которых являются единственными в своем роде на нижегородской земле, составляет 12 тыс. кв. метров. Всего этого богатства мы можем попросту лишиться, если "Модную площадь" все-таки начнут строить! 

 
Памятник Максима горького на одноименной площади является символом Нижнего Новгорода.

А ведь в России и соседних с нами странах уже был негативный опыт строительства подобных сооружений.
Так подземный торговый центр, кстати, под тем же брендом "Модная площадь", собирались строить в 2009 году в Омске. Амбициозный проект предполагал двухуровневый торговый "андеграунд" с парковкой на каждом этаже, пешеходными переходами и выходами к станции метро. И все бы хорошо, если бы не одно "но" - омский подземный торговый центр до сих пор не начали строить. Причина проста - нет инвестора.

 
Для строительства подземного ТЦ в Омске застройщику "не хватило" 287 млн. долларов.

 Строительство подземного ТЦ в Минске и вовсе закончилось появлением в городе вместо него диггерского центра. В столице Беларуси под перекрестком улиц Кальварийской и Тимирязева сейчас находится три этажа общей площадью 4200 квадратных метров, строительство которых было "заморожено" в 1995 году. Много раз проблемный объект выставляли на продажу, но покупателя на него так и не нашлось. Теперь забытый всеми торговый центр скрыт от посторонних глаз под слоями земли и толстыми бетонными перегородками, чем привлекает минских любителей искусственных подземных сооружений.


Именно здесь под перекрестком  улиц Кальварийской и Тимирязева находится заброшенный подземный торговый центр. 

Совсем недавно столичные власти предложили передать заброшенную стройку предприятию «Гаражи и стоянки», чтобы сделать там подземную парковку на 400 мест. Но потом посчитали: чтобы довести объект до ума, нужно порядка 5 млрд. рублей. И чтобы затраты хоть как-то окупились, стоимость стоянки одной машины в месяц должна составить 570 тысяч рублей…

 
Несостоявшийся ТЦ теперь привлекает местных диггеров.

 Братьям-славянам из Киева тоже не везет с подземным пространством. В 2010 году из-за прорыва системы водоснабжения был частично затоплен ТВК "Метрогород". Причина - застройщики при выполнении работ, дабы сэкономить, установили дешевые и некачественные трубы и сантехнику.

 
ТЦ "Метрогород" затопило по вине нехватки денег и халатности застройшика.

В контексте этого случая вспоминаются регулярные в последнее время подтопления после дождей подземной и надземной части пл. Лядова, а также оползень на Зеленском съезде и движение грунта на Окских и Волжских склонах весной 2012 года. Происходит это из-за нехватки в бюджете средств для организации новых и ремонта имеющихся ливневых канализаций и обследования и укрепления грунта.


Пл. Лядова после очередного дождя...

 
Оползень на Зеленском съезде произошел из-за размыва грунта в апреле 2012 года.


Черный пруд каждый год во время сильного дождя стремится вернуть себе былой вид.

Строительство подземного торгового центра подразумевает устройство внутри него и на прилегающей территории водоотводной системы. Ведь нельзя забывать, что Нижний Новгород стоит на месте слияния двух рек - это говорит о том, что грунтовых вод под просторами нашего города в достатке (а иногда и в переизбытке). Другой вопрос - хватит ли у застройщика ООО "Атлас торговли" на все это средств и не схалтурит ли он, подобно его украинским коллегам?

 
Схема Токийского метро (Япония) - имеет более 290 станций. Целый подземный мир!

ТРК "Охотный ряд" в Москве - крупнейший в Европе подземный комплекс. 
 
Крупнейший в мире подземный торговый центр PATH находится в Торонто (Канада).

Суммируя проблемы финансирования, технологии и способов строительства можно сделать только один вывод: минусов у данного проекта гораздо больше, чем плюсов. Площадь требует благоустройства, против организации подземных пешеходных переходов также никто ничего не имеет против, поскольку они значительно увеличат пропускаемость транспорта на данном участке. Но в случае строительства торгового центра, которых и так предостаточно в верхней части города, нижегородцы рискуют надолго, а то и навсегда распрощаться с центральной площадью! Не говоря уже о бесконечных пробках, которые и так стали горячей проблемой Нижнего Новгорода после начала строительства станции "Горьковская" и перекрытия ул. М. Горького, ул. Б. Покровской и других улиц Нижегородского района.

 
Очередной синий забор может вырасти на пл. Горького на ближайшие 5-7 лет, если строительство ТРЦ "Модная площадь" все-таки начнется.

Стремление нижегородских властей соответствовать "уровню развитых стран", как это уже бывало не раз, может отрицательно повлиять на комфортабельность жизни населения Нижнего Новгорода.
 Конечно, не стоит умалять достижения, к примеру, Японии, которая имеет поистине огромную сеть подземных тоннелей, позволяющих неделями не выходить на поверхность и при этом иметь под рукой все необходимое для нормальной жизни. Но стоит ли сравнивать большую, насквозь пропитанную газом и нефтью, но взращивающую за границей нищеты более 70% населения Россию и маленькую страну-остров в Тихом океане, которая сумела, почти не имея собственных природных ресурсов, стать великой экономической державой с очень высоким уровнем жизни?

Если ты против строительства подземного торгового центра на пл. М. Горького, подписывай петицию! Давайте вместе бороться за красоту и сохранение исторического облика нашего города. 

Дата публикации: 30 августа 2012 в 17:37
10173