Первый кадетский корпус в России был открыт в 1732. К середине 19 века было уже 18 кадетских корпусов. В 1917 в стране насчитывалось 29 кадетских корпусов. Однако, после известных нам событий, все они были упразднены в 1918. Но кадеты не исчезли. Они продолжали оставаться верными своей "школе жизни" и убеждениям, которые она им привила. Кадетские корпуса начали постепенно возрождаться, и сегодня их в России насчитывается около 100.


Меньшиковский дворец (Санкт-Петербург) - когда-то в нем располагался Первый кадетский корпус, ставший колыбелью русского офицерства.

Зачем нужны кадетские корпуса сегодня? Этим вопросом не раз задавались видные государственные деятели. Казалось бы, нужна ли военная подготовка в мирное время?
После исчезновения СССР молодежь оказалась в идейном и духовном вакууме. Старые ценности канули в лету, а новых так и не появилось. Среднее образование сегодня базируется на процессе "натаскивания" на результат. Что касается воспитательной части, то учителя, фактически, отстранились от забот о мировоззрении подростков.
Все это вызывает большую тревогу. Встает вопрос не только о том, каким будет наше будущее поколение, но и как сохранить целостное и сильное государство в России. Исторический опыт показал: спасение страны – в новых людях, которых следует вырастить и воспитать. А форма такой подготовки в России давно известна – старый, традиционный кадетский корпус, который поставлял стране высокообразованных, преданных Отечеству людей.

Сегодня в Нижнем Новгороде нет ни одного полноценного кадетского корпуса. Вот почему команда нижегородских единомышленников, отцов и дедов, мечтающих, чтобы их ребенок получил военное образование, организовала проект "Возрождение нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса", который был учрежден императором Николаем I и просуществовал с 1834 по 1918 год, после чего был расформирован, как и все остальные подобные учебные заведения. Целью этого проекта является воссоздание на Нижегородской земле заведения для обучения и воспитания мальчиков в лучших традициях российской армии. Программа кадетского корпуса предусматривает обучение мальчиков с 5 по 11 классы и включает в себя как общеобразовательные, так и военные дисциплины. Девизом “аракчеевцев” является знаменитая фраза Алексея Андреевича “Без лести предан”. Созданный в 1992 году в Воронеже Михайловский кадетский корпус является примером эффективности учебных учреждений такого типа. В этом кадетском корпусе обучаются дети из 12 субъектов РФ, а 80% выпускников поступают в высшие учебные заведения силовых структур, сразу получая сержантские должности.

Презентация Аракчеевского кадетского корпуса.

На данный момент в Нижнем Новгороде существует лишь одна кадетская школа. 23 июня 1995 года Постановлением главы Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода на базе средней школы №4 и военно-патриотического клуба "Десантник" с целью решения задач военно-патриотического воспитания и подготовки юношей для поступления в высшие военные учебные заведения России был открыт экспериментальный кадетский класс, ныне носящий имя Нижегородского Кадетского корпуса десантного профиля имени Героя России старшего лейтенанта И.В. Гурова. Сейчас это кадетская школа №4 им. Гурова. Обучение в ней начинается с 6-го класса, но основная часть кадет прибывает, начиная с 9-го класса. Принимают и юношей и девушек.


Нижегородская кадетская школа-интернат им. генерала армии В.Ф. Маргелова (Балахна).

Так нужен ли Нижнему Новгороду собственный кадетский корпус? При такой постановке вопроса возникает ряд вопросов. В первую очередь - кто будет преподавателями в кадетских корпусах. Ведь достойную личность может воспитать только другая личность. Сторонники проекта восстановления кадетского корпуса в Нижнем Новгороде планируют, что преподавательский состав будет сформирован из офицеров, уволенных в запас, преподавателей военных училищ и военных кафедр ВУЗов, а также существующих кадетских корпусов. Но это все равно не исключает того, что вновь обретенная "кадетка" не столкнется с нехваткой кадров. Кроме того, по современным стандартам преподаватели "кадетки" должны уметь и фехтовать, и галантно танцевать, и предмет свой хорошо преподавать, но, к сожалению, таких учителей мало, и во многих учебных заведениях для кадетов, ученикам приходится потом сравнивать себя с учениками других общеобразовательных школ. И они зачастую думают, что же отличает их кроме формы и фуражки с золотой кокардой?

Еще одна проблема - финансирование. Для того, чтобы создать кадетский корпус, где 6 лет будут проходить обучение, спать, есть, заниматься спортом, военной подготовкой, музыкой и танцами подростки, необходимо построить не одно просторное, обустроенное помещение, закупить инвентарь, книги, бытовые предметы. Нужно также отметить, что необходим транспорт, на котором осуществлялась перевозка учеников кадетского корпуса. Все это может обойтись в очень крупную сумму. А если учесть, как "часто" в регионе открываются школы и детские сады, то напрашивается вопрос - хватит ли средств на осуществление столь масштабных планов?

 

Кадетский бал. 

Есть и другие оборотные стороны. Бывший губернатор Московской области Борис Громов, окончивший Суворовское училище, писал: "Эти училища - неповторимая школа духа, мужества, если хотите, школа жизни. Я знаю, что нынешние суворовцы и кадеты свою офицерскую биографию начинают достойно. Но знаю и другое: многие выпускники этих училищ не идут в армию, не становятся офицерами. В процессе обучения они во многом разуверяются, сталкиваясь с теми проблемами, которыми сегодня больна армия и больны эти училища. Одна из болевых точек - большая текучесть кадров офицеров-воспитателей. А текучесть происходит из-за низкой зарплаты, бытовой неустроенности, порождена она и пробелами в политике подготовки наставников, устаревшей законодательной базы по кадетскому и суворовскому образованию. Я бы ставил вопрос именно так, шире. Все это в конце концов завязано в один тугой узел, развязать который можно только на федеральном уровне".

Бывшая военная гимназия (Н.Новгород), позднее Аракчеевский кадетский корпус. Здесь, кстати, обучался и известный лётчик Нестеров, совершивший «мёртвую петлю».

Но в нынешних учебных заведениях с военным уклоном дела, часто, обстоят совсем не так, как это звучит на словах. Вот что говорит один из выпускников Нижегородской кадетской школы о своих впечатлениях:"Кадетские корпуса дают стране профессиональные военные кадры. И это хорошо. Но система образования во многих нынешних "кадетках" не дотягивает до уровня какого-нибудь Суворовского училища, которое, кстати, было изначально основано в Горьком, и только потом переведено в Москву. Изначально поступление в Кадетскую школу вдохновляло меня. Но иллюзии скоро развеялись. После окончания у меня осталось лишь понимание, что знания, полученные мною, на порядок ниже, чем у выпускников 11 классов обычных среднеобразовательных школ. При поступлении в университет мне пришлось дополнительно заниматься с преподавателями и восполнять пробелы. Патриотизм мне не привили. В армию я не ходил. И жизнь свою связывать с военным дело не захотел. А все потому, наверное, что не было достойного примера в лице преподавателей. Все-таки, для большинства из них это - всего лишь работа. Но если получится возродить кадетский корпус в том виде, в котором они существовали в имперской России, то это будет прорывом в сфере военной подготовки. Молодежь ведь сегодня не стремится в армию. Зачем лишаться целого года, когда можно провести его в университете? А тут тебе и образование, и армия в одном флаконе. И ты ничего не теряешь. Если только все сделать так, как надо".

Дата публикации: 14 сентября 2012 в 23:27
10736