1438
Рубрика: ЖКХ
Тэги: ДУК

Независимое рейтинговое агентство «А+» провело мониторинг качества работы нижегородских домоуправляющих компаний с 18 марта по 3 мая.

В мониторинг попали 20 управляющих компаний, работающих на территории Нижнего Новгорода. Это как крупные ДУКи, так и небольшие организации, управляющие всего 8-10 домами. Интервьюеры провели опрос жителей домов, которыми управляют данные компании, и выяснили, насколько высоко оценивают нижегородцы работу ДУКов. В ходе исследования было опрошено 2630 человек.

Анкета, предлагаемая жителям, касалась вопросов содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома (МКД), благоустройства придомовой территории, капитального ремонта домов, качества предоставления коммунальных услуг. Кроме того, отдельным блоком были выделены вопросы о взаимодействии представителей ДУКа с собственниками и предоставления ежегодных отчетов. Респондентам было предложено по каждому вопросу выставлять своим управляющим компаниям оценки по 5-балльной («школьной») системе.

В начале опроса респондентов просили оценить работу своего ДУКа «в общем». Жители были строги к своим управляющим компаниям, и лишь 9 из них получили в среднем хотя бы «3» за свою работу. Большинство компаний получили твердую «двойку», а то и «единицу». Вместе с тем, при дальнейшем заполнении анкеты, конкретизирующей оценку по отдельным видам работ, жители выставляли более высокие баллы. Обвинительная позиция оказалась привычной для наших граждан, и обвинения по привычке падают на управляющую компанию, что еще раз подтверждает тот факт, что управление жилыми домами — весьма нелегкий бизнес.

Далее в исследовании выяснялось, как собственники оценивают качество работ по содержанию и ремонту общего имущества своих домов. Здесь жители чаще всего сетовали на плохую уборку в подъездах («Самим приходится убираться»), на некачественную уборку территории в зимний период (вывоз снега), а также на невнимание ДУКа к запросам жителей. Наиболее высокие оценки по содержанию и ремонту общего имущества МКД получили УК «Альтернатива» (4,2), ООО ЖЭП «Жилсервис» (3,8) и ООО «Наш дом» Домоуправляющая компания Автозаводского района (3,7).

Отвечая на вопросы о проведении капитального ремонта их дома, респонденты отмечали, что часто на собрании принимаются одни виды работ, а выполняются совсем другие. Некоторые говорили о том, что через год после капитального ремонта крыши протечки возобновились с новой силой (этот факт был отмечен в нескольких районах). Самую высокую оценку за проведение капитальных работ на домах получила ООО ЖЭП «Жилсервис» (4,0). Однако, по мнению экспертов, низкие баллы, полученные компаниями за проведение капитального ремонта, не всегда означают низкое качество. Иногда это отсутствие элементарного информирования собственников о работах, проводимых на доме. Впрочем, отсутствие должного информирования жителей — это тоже недостаток в работе управляющей организации.

Приятно удивила исследователей ситуация с предоставлением коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, отопление, газо- и электроснабжение). Анкета не затрагивала тарифы на эти услуги, исследователей интересовала бесперебойность предоставления коммунальных услуг и качество подачи конкретного ресурса. По этим показателям получены наиболее высокие баллы. Это говорит о том, что работа ресурсоснабжающих организаций и взаимодействие с ними ДУКов выстроены пока все же лучше, чем вся остальная деятельность управляющих компаний.

В целом неплохо обстоят дела с благоустройством придомовой территории. Здесь у ряда организаций оценки совсем неплохие, хотя в доброй половине случаев жители отмечали, что все сделали не ДУКи, а они сами. Что ж, инициатива жителей только приветствуется, однако в интересах управляющих компаний эту инициативу поддержать, а иногда и возглавить.
Интересными оказались ответы на следующий вопрос анкеты: «Обращаетесь ли вы в свою управляющую компанию (или ЖЭК), когда надо починить что-нибудь внутри квартиры?» (ответы также оценивались по 5-бальной системе). При современном развитии рынка бытового сервиса и при общем скорее негативном отношении к коммунальным службам, тот факт, что жители охотно обращаются за дополнительными услугами в свою УК, говорит о высоком уровне доверия собственников к «своим» коммунальщикам. В ответе на этот вопрос наиболее высокие оценки получили УК «Альтернатива» (3,8) и ООО «ТЦ Арсенал-ЛТД» (3,6).

Часть анкеты о взаимодействии управляющей компании с собственниками включала в себя вопросы о вежливости общения представителей УК, о регулярности проведения информационных встреч с жителями, а также о предоставлении ежегодного отчета перед собственниками. Самой «вежливой» в результате опроса признана ООО «Жилсервис», получившая высокую оценку в 4,3 балла.

Больная тема для всех домоуправляющих компаний — отчет перед собственниками. Чтобы жители были удовлетворены отчетом ДУКа, мало просто вывесить листы с цифрами в подъездах домов. Нужно еще и разъяснить собственникам, откуда взялась та или иная сумма, а это значит, необходима регулярная работа, не раз в год, а постоянно. Это пока большинству нижегородских управляющих компаний не по силам.

В заключение опроса респондентов просили высказать какие-то слова пожеланий в адрес своих управляющих организаций. К сожалению, слов благодарности звучало очень мало. Среди претензий и пожеланий, конечно, были просьбы (и требования) что-то отремонтировать, построить, покрасить... Однако отдельно хочется отметить тот факт, что наиболее частыми были слова о том, что наши ДУКи стали практически недоступными для граждан. Жители говорили, что «в Кремль легче попасть, чем в наш ДУК», «эти сall-центры ужасные, там автоответчики и музыка, и всё!», «в ДУК не дозвониться» и т.д. Парадоксально: граждане жаловались не столько на плохую работу управляющих организаций, сколько на отсутствие с их стороны внимания и адекватной реакции на запросы жителей.

В результате в лидерах рейтинга качества работы управляющих организаций Нижнего Новгорода оказались УК «Альтернатива» (36,6 баллов) и ООО ЖЭП «Жилсервис» (34,1). Далее расположились две крупные управляющие компании — ООО «Наш дом» Домоуправляющая компания Автозаводского района (30,2) и ОАО «УправдомЪ» Домоуправляющая компания Сормовского района (30,1). Эти компании, что называется, «выступали ровно», не показали высоких баллов в отдельных номинациях, но по сумме оказались в лидерах. Замыкает пятерку победителей рейтинга ООО «ТЦ Арсенал-ЛТД» (26,6).

«Исследование показало, что всем компаниям города есть над чем работать и куда расти. Независимое рейтинговое агентство „А+“ желает всем успеха и будет раз в полугодие составлять подобный рейтинг», — отмечается в сообщении.

Дата публикации: 21 мая 2013 в 20:31