17864

 

Перед тем как начать составлять жалобу нужно для начала разобраться с тем, что это такое, куда эта жалоба – в суд или в какой-либо надзорный орган, к примеру, в прокуратуру, и чем, собственно говоря, жалоба отличается от искового заявления, претензии  или просто обращения.

Обращаем Ваше внимание, что законом запрещено направлять поданные жалобы для разрешения тем должностным лицам или учреждениям, действия которых обжалуются.

Итак, заявление, претензия или жалоба?

В целом, жалоба – это обращение группы граждан или гражданина в общественную или какую-либо государственную организацию по поводу совершенного нарушения в отношении закрепленных какими-либо законодательными актами права или нарушения в отношении охраняемого законом интереса гражданина. Вместе с этим, жалобой также может является средство устранения какого-либо нарушения законодательства, а также основание для рассмотрения вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения, волокиту, бюрократизм или нарушения при исполнении своих служебных обязанностей (например, исполнение судебного решения судебными приставами). В военной среде, под жалобой, как правило, подразумевается заявление со стороны военнослужащего в отношении нарушения его прав.

Обычно подача жалобы осуществляется в тот государственный орган, который осуществляет непосредственный надзор или которому непосредственно подчинёно должностное лицо, совершившее какое-либо обжалуемое действие. В ряде случаев, когда это предусмотрено непосредственно в законодательстве, жалоба подается в суд. Жалоба в суд может быть подана на какие-либо незаконные действия представителя исполнительной власти – к примеру, жалоба на незаконное наложение штрафа. С точки зрения закона для разрешение жалобы должны быть предприняты все необходимые меры для рассмотрения информации, изложенной в жалобе, по существу. По существу – значит на основе документов, квитанций, актов, квитанций и прочих материалов, которые могут быть истребованы для рассмотрения – лишь на основе этого выносится компетентно, обоснованное решение и главное – обеспечивается своевременное и правильное исполнение данного решения. По форме о каждом решении по жалобе сообщается заявителю, а если жалоба отклоняется или признается безосновательной, то гражданин извещается о мотивах отказа. Если Вы получили отказ в рассмотрении жалобы, а мотив отказа вам кажется безосновательным, то вы имеете полное право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, как вариант, - вышестоящему должностному лицу. В этом случае также можно прямиком подавать жалобу в суд.

В отличие от заявления или ходатайства, жалоба – это обращение связанное именно с нарушением законных интересов и / или прав содержащие именно требование об устранении данной несправедливости:). Ходатайство – понятие вообще в целом относящиеся к судебному процессу – то есть это просто просьба к судье осуществить какое либо процессуальное действие, а в свою очередь заявление - это более широкое понятие, характеризующееся целями, связанными с законными интересами – например, заявление на отпуск или заявление о недостатках в работе организации и предложение по их устранению, заявление в ЗАГС или на получение загранпаспорта – это чисто заявления: то, что не содержит требования.

Срок рассмотрения жалобы

О сроках рассмотрения жалоб имеет смысл изложить ситуацию подробно. Срок рассмотрения жалобы, после того как жалоба непосредственно подана, предусмотрен в пределах одного месяца, а в случае, если жалоба является документом, не требующим дополнительного изучения и основательной проверки, срок рассмотрения жалобы не превышает 15 дней, а в ряде случаев рассмотрение осуществляется безотлагательно. Как правило, жалобы, принятые от военнослужащих и членов их семей, рассматриваются в более сжатые сроки. Стоит также отметить, что, когда для разрешения жалобы необходимым являются различного рода проверки, а также возможное истребование необходимых материалов или других мер со стороны должностных лиц, сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены руководителем соответствующего органа не более чем на 1 месяц. Гражданин, подавший жалобу, должен быть соответствующим образом уведомлен о продлении сроков рассмотрения жалобы.

В РФ осуществить подачу жалобы может как любой гражданин РФ, так и лица без гражданства и / или даже иностранные граждане и, кстати говоря, жалоба на должностное лицо – вещь вполне серьезная: сроки рассмотрения жалоб такого рода, если они хорошо (основательно и компетентно)  составлены, могут не превышать несколько часов: рассмотрены неотлагательно. В случаях, когда обоснованная жалоба явно указывает на факт причиненного гражданину ущерба или хуже того – государственным или общественным интересам, а также просто ущемлены права гражданина или группы лиц, либо выявлено преследование гражданина в связи с ранее поданной жалобой, виновные по данному вопросу должностные лица могут просто «сесть» - привлекаются по соответствующим статьям УК РФ.

Возвращаясь к сроку рассмотрения жалобы, хотелось бы отметить, что он сильно зависит от того, насколько верно подателю жалобы удалось определить орган, в ведении которого находится возможность разрешения указанной в жалобе проблемы. Заметим, что глубокой ошибкой является общее мнение, царящие среди широкого круга населения, на тему того, что чем адресат в жалобе «выше», тем быстрее разрешится проблема – это, разумеется, совсем не так. Любая жалоба, от кого бы она ни была, будет все равно перенаправлена в то учреждение, которое по идее должно заниматься разрешением указанной заявителем проблемы. Таким образом, срок рассмотрения жалобы будет лишь увеличен – этак дней так на пять, так как организации и руководители, а также другие должностные лица, обязаны перенаправить полученную жалобу по принадлежности в срок не более чем пять дней, разумеется, известив об этом заявителя.

У многих граждан до сих пор существует убежденность, что чем «выше» будет адресована жалоба, тем она быстрее разрешиться. Это далеко не так:). Обращение все равно направят в тот орган, который обязан решать конкретный вопрос. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относиться решение вопроса, поставленного в заявлениях и жалобах, обязаны направлять данные обращения граждан не более чем в 5-дневный срок по принадлежности, известив об этом заявителя, а при личном приеме обязаны разъяснить, куда именно следует подавать жалобу и сроках ее рассмотрения.

 

Внимание! В законах РФ четко прописаны некоторые аспекты, связанные с подачей жалобы в клеветнических целях – на такого рода заявителей может распространяться ответственность в соответствии с ГК, КоАП или в ряде случаев УК РФ.

Подача и рассмотрение жалобы в прокуратуру

 

Хмм… жалоба в прокуратуру составляется и подается примерно так же, как и любое заявление в какой-либо государственный орган. Составление и подача жалобы в прокуратуру производится примерно в том же порядке, как и подача собственно обычного заявления. На нашем сайте вы найдете множество образцов жалоб.

Особенность жалоба в прокуратуру заключается в том, что она (жалоба в прокуратуру) пишется в случаях нарушения прав, имеющего место быть именно в результате действий или, как вариант, бездействий со стороны государственных органов или конкретного должностного лица.

Вы можете составить жалобу в прокуратуру совершенно в произвольной форме, однако имеет смысл придерживаться некоторых формальных правил.

Жалоба в прокуратуру составляется в произвольной форме, но следует придерживаться некоторых правил:

В случае, если вы решили написать жалобу в прокуратуру от руки, то имеет смысл делать это четким и разборчивым подчерком, иначе чиновники, споткнувшись на первых паре абзацев вашего текста, просто не будут ее (жалобу в прокуратуру) читать и отложат в долгий ящик. И это их законное право:) - по внутренним правилам прокуратуры, прокуратура имеет полное право оставить любую жалобу без рассмотрения, в случае, если подчерк не разборчив. При этом, по идее прокуратура должна уведомить Вас о том, что ваша жалоба из-за подчерка не оставлена без рассмотрения.

Если вы решите подать жалобу в прокуратуру анонимно, то учтите, что анонимные жалобы прокуратура не принимает и рассматривать не будет. Именно поэтому, в письменной жалобе в прокуратуру первым делом нужно указать свою фамилию, имя и отчество, а также желательно телефон и почтовый адрес, по которому с вами можно связаться или направить уведомление по жалобе.

В преамбуле жалобы в прокуратуру весьма желательно также указать наименование и адрес прокуратуры, в которую вы подаете жалобу. Как вариант, в вашем обращении в прокуратуру может быть указана фамилия и имя отчество прокурора.

Образец жалобы в прокуратуру не существуют:). Другими словами у жалобы в прокуратуру нет строгого образца. Это просто должен быть грамотно составленный документ, который содержит максимально возможное количество фактов по сухо изложенным обстоятельствам. Совсем не обязательно, чтобы в подаваемой жалобе в прокуратуру содержались определенные юридические сноски на законы и кодексы и прочие понятия, указывающие на состав преступления – следователи сами разберутся, по изложенным вами фактам, выявив состав правонарушения или его отсутствие. Также рекомендуем Вам при подачи жалобы в прокуратуру воздержаться от эмоций - нецензурные выражения или оскорбительные намеки, впрочем как и прямые угрозы жизни или здоровью, а также имуществу должностного лица или служащего, а также членов его семьи – будет сильно не вашу пользу. Сотрудники прокуратуры не только в праве оставить данное заявление без ответа, но и рассмотреть сам данный факт как повод для возбуждения уголовного дела против заявителя такого рода жалобы. Короче говоря, сухость, аккуратность в изложении обстоятельств, корректность по фактам, вежливость и отсутствие эмоциональных составляющих в тексе лишь благотворно отразится на рассмотрении поданной вами жалобы.

Даже и не надейтесь, что при взаимодействии с прокуратурой количество может каким-то образом перейти в качество. Подавать жалобу в прокуратуру имеет смысл только один раз. Работники прокуратуры всегда рассматривают любую жалобу по существу и в установленные сроки, поэтому заваливать сотрудников прокуратуры одними и теми же документами-жалобами - смысла нет никакого. Более того, учтите, что в случае, если Вы уже получили ответ от прокуратуры, то обращаться повторно по данному вопросу в принципе вообще бесполезно - прокуратура чаще всего просто не рассматриваются повторные обращения и имеет на это полное право. Короче говоря, сдержанность и умение ждать – ваш друг: ход рассмотрения жалобы в прокуратуру от вас не зависит вообще и влиять на это бесполезно, а зачастую просто вредно.

Совсем не стоит переживать и волноваться о том, что Вы упустили какой-либо существенный момент в тексте вашей жалобы. Если в тексте жалобы в прокуратуру окажется недостаточное кол-во необходимых фактов или сведений, то сотрудники прокуратуры вернут вам вашу жалобу в течение календарной недели для внесения недостающих для рассмотрения данных. При этом, сотрудники прокуратуры, как правило, разъясняют, куда именно вам следует обращаться, дабы получить недостающие данные.

В целом, подача жалобы в прокуратуру на действия госслужащих и / или организации – дело обычное, если компания или частное лицо сталкивается с произволом или некорректным обхождением со стороны государственных служащих иди различных организаций. Однако ввязываясь в этот процесс, учтите, что дело может не кончится одним Вашим заявлением, возможно на действия госслужащих или сотрудников организации будет по результатам прокурорской проверки заведено дело об административном или уголовном правонарушении и Вам как заявителю придется потратить немало времени, дабы содействовать следствию.